Давор Дзалто (Davor Džalto) | English | ελληνικά
21 сентября ежегодно отмечается Международный день мира. По сообщению ООН, тема этого года «Вместе на благо мира: уважение, безопасность и достоинство для всех».
Действительно звучит не плохо, но что это означает для людей на этой планете? Известно ли нам о масштабах напряженности, конфликтах и кризисах по всему миру? Понимаем ли мы, что если не принять серьезные меры для решения некоторых главных проблем, лежащих в основе самых неотложных напряженных ситуаций и конфликтов, никакие интересы или прибыль не будут больше иметь значение, потому что некому будет заботиться о прибыли? Недостаточно просто быть «за мир во всем мире». Каждый является сторонником мира, благополучия, безопасности, свободы (по крайней мере своей версии данных концепций) и так далее. И лишь немногие пытаются что-то конструктивно делать для достижение некоторых из этих целей таким образом, чтобы это касалось всего населения.
И опасности реальны.
Экономические интересы мировых элит продолжают разрушать целые регионы мира. Всепроникающая «логика бизнеса», установленная глобальным корпоративным сектором, продолжает продвигаться вперед. Применение «неолиберальных» политик не только разрушает страны «третьего мира», оно также в значительной степени сказывается на странах «первого мира». С ростом уровня безработицы, снижением реальной заработной платы, уменьшением возможностей для трудоустройства на полный рабочий день, увеличением рабочего времени, ликвидацией государства всеобщего благосостояния и социальной защиты, растущим разрывом между супер богатым меньшинством и бедным большинством, вырождением демократических институтов и возможностей, и так далее, многие «развитые» западные страны стали напоминать старый «третий мир».
Интересы мировых бизнес элит переплетены с важными политическими проблемами. Опасность ядерной войны не была так близка со времени таких драматических событий, как карибский кризис. В ситуации, в которой одно неверное движение может означать конец человеческого и большинства других видов, многие видные политические деятели ведут себя как безответственные, избалованные дети.
В дополнение к угрозе ядерной войны, мы являемся свидетелями эскалации региональных конфликтов, разгорающихся на фоне этнических и религиозных различий. В большинстве случаев за этими конфликтами стоят те же интересы экономических элит в гораздо большей степени, чем идеологические мотивы, неустанно распространяемые послушными центральными СМИ.
В дополнение к этой уже тревожной ситуации, имеет место значительное, постоянно растущее разрушение окружающей среды. Недавние анализы по всему миру показали наличие пластиковых волокон даже в питьевой воде. Целые острова мусора (основная часть которого – пластик) образуются в океанах – тех же океанах, которые уже были загрязнены радиацией от испытаний ядерного оружия и ужасных событий, таких как Фукусима.
Потребительская логика, способствующая разрушительному (в том числе саморазрушительному) образу жизни, при котором люди покупают/потребляют так много вещей, как могут (и даже больше, чем могут), вещей в большинстве случаев ненужных и даже абсолютно бесполезных, непосредственно способствует истощению ресурсов, глобальному потеплению и разрушению окружающей среды. Да, ответственность лежит не только на мировых корпорациях и элитах – так называемые простые люди так же несут ответственность. Без «маленьких детей», о которых говорил Великий Инквизитор, нынешняя мировая система производства, потребления и разрушения была бы невозможна.
Дело в том, что, если мы не сделаем что-либо, чтобы изменить направление этих тенденций, если мы не поставим под вопрос (а лучше свернем) мировые энергетические системы, будущее будет не особенно блестящим. Кроме, может быть, слепящего блеска грибовидных облаков ядерных взрывов.
Попытка развернуть направление этих процессов – не простая задача. Хвастовство нашей преданностью миру и благополучию не поможет. Надежда на политические системы (большинство из которых дали трещину), как на способ решить все эти проблемы, является бредовой.
Большая часть так называемых политически «правых» безнадежно потерялась где-то глубоко в карманах корпораций или в бессильных (и зачастую довольно сюрреалистичных) идеологических нарративах. С другой стороны, так называемые «левые» часто фокусируются на идеологическом шантаже, надзирая за высказывания людей и следя за тем, чтобы все (то есть мы) чувствовали себя хорошо в их индивидуальных «безопасных территориях» (то есть пузырях), а не делают что-либо конструктивно и не решают совместно реальные, насущные проблемы.
Одной из главных причин несостоятельности как основного направления «левых», так и «правых» состоит в том, что обе крайности политических течений купились на один и тот же идеологический нарратив, в котором главной перспективой всего является идеология бизнеса/маркетинга. Это состояние глубокой индоктринации часто называется временем «свободным от идеологических установок» или «пост-идеологическим» временем. Каждый свободен подчиняться новому духу эпохи.
К этой уже мрачной картине религия часто добавляет еще больше темных тонов. Как традиционный союзник «правых» (в различных формах, в которых «правые» сейчас предстают), доминирующие религиозные сообщества и их нарративы в основном поддерживают доминирующие идеологии, если только эти идеологии открыто не выступают против религиозных властных структур. Как говорится, плыть против течения (что переводится на язык богословских терминов как «использовать свой пророческий глас») – это не то, что официальные религиозные сообщества/церкви обычно делают. В конце концов, властные структуры не могут игнорировать интересы «этого мира». Иначе они больше не были бы властными структурами.
Что бы изменить эту тенденцию марша-к-катастрофе, нам нужны конкретные, координированные действия. И политическое, и религиозное руководство несет ответственность за то, чтобы сделать все возможное для уменьшения напряженности и угрозы войн, насилия, разрушения окружающей среды и вредной экономической политики. Однако на политическое, религиозное и другое руководство необходимо давить, что бы оно предприняло какие-то конкретные действия. Даже в этом случае, нельзя ожидать, что они смогут решить все вопросы. Необходимы более широкие действия и давление общественности. Нам нужно обучать (а не индоктринировать) людей, от обычных граждан до ученых и профессионалов, способных понять истоки и суть сложных процессов, с которыми мы сталкиваемся.
В этом контексте, ответственность теологов также является значительной. То как они формулируют определенные социальные и политические вопросы (даже если они просто хотят поговорит об «эсхатологическом») имеет реальное влияние, не только на определенные общины, но также на то, как более широкое общество воспринимает эти общины и их религиозные верования.
Со знаниями, доброй волей и навыками, необходимыми для решения сложной ситуации в мире, возможно что-то сделать. Реальные изменения – не просто пропагандистский лозунг – могут быть осуществимы.
Давор Дзалто, доцент и программный директор по исследованию искусства, истории и религии в Американском университете Ром, президент Института по изучению культуры и христианства.
Общественное Православие стремится содействовать обсуждению различных мнений по современным вопросам, связанным с православным христианством, предоставляя поле для свободной дискуссии. Позиции, высказанные в этом эссе, являются исключительно авторскими и не отражают взглядов Центра исследования православного христианства и редакторов.