Russian Language

Почему воплощение разумно

Published on: March 20, 2018
Total views: 88
Readers' rating:
0
(0)

Аристотель Папаниколау (Aristotle Papanikolaou)  English  |  ελληνικά  |  српски

 Это Благовещение, Благая Весть Марии о том, что она родит младенца Христа, которого она назовет Иисус; это день Воплощения, день, когда Бог стал человеком приняв образ мужчины. Мы празднуем это событие 25 марта.

Наша православная традиция утверждает, что в этот день Бог стал человеком, что Иисус, зачатый в этот день, парадоксальным образом является Богом и человеком. Эту веру в воплощение Бога в человека Иисуса – как говорится с Символе Веры «воплощенного от Духа Святого», что по силам Святому Духу – непросто подтвердить. Я бы сказал, что за последние несколько столетий она фактически попала в немилость. Одной из причин является появление стандарта научной истины, господствующего с XVII века, и идеи о том, что Бога, которой может стать человеком, ранее никто не видел, и такое событие невозможно подтвердить научно. В эпоху, когда доверяют тому, что можно подтвердить, тому, что можно доказать и засвидетельствовать, вера в то, что Бог может стать человеком и определенной личностью, просто не может соответствовать стандартам правды. Даже до Научной Революции, в это было трудно поверить. Изучение трудов ранних христиан показывает, что греческие философы не считали эту веру достаточно разумной.

Тем не менее, ее подтверждение или ее отрицании ставит многое на кон. Я бы предположил, что на кону сама сущность христианства. В Воплощении мы не просто видим Бога, ставшего человеком, мы видим Бога, отказавшегося для нас от самого Себя Самого, как сказал святой Павел в послании к Филиппийцам (2:6-11); мы видим любовь Бога, пришедшего, чтобы быть с нами, быть с парализованными, слепыми, со сборщиками налогов и проститутками, с теми, кто тогда считался низшими слоями общества, пришедшего чтобы дать им любовь, мы видим Бога, который, как сказал святой Павел в послании к Евреям, сочувствует нашим слабостям и знает о наших человеческих страданиях, ибо сам страдал (4:15); мы видим Бога, воскресшего и своим воскрешением отрывшего нам путь к нерушимым отношениям причастия с Богом. Через воплощение мы видим Бога, полного любви и сочувствия к своему творению, того, кто научил нас как любить и как сочувствовать другим; того, кто объединяет свою Божественность с нами, чтобы люди смогли выйти за пределы своих возможностей; в Воплощении мы получаем Бога, пришедшего чтобы привести нас к Богу, к близкому союзу с Ним. Без Воплощения у нас нет всего этого, у нас есть христианство, лишенное своей сути – любви и сочувствия, возможности быть объединенным с Богом. Поэтому, святой Афанасий, живший в IV веке, подтверждал реальность Воплощения, потому что если бы оно не было действительным, то не было бы христианства и человечество не было бы спасено от величайшего истребителя – смерти; без единения с Богом, с вечным источником жизни, мы – существа, живущие в свете смерти.

Для того чтобы поставить под сомнение идею о том, что Воплощение – это просто миф, я предлагаю встречный вопрос – какова лучшая альтернатива. Если ответ – Бога нет, то это оставляет нам мало надежды, так как человечество само по себе показало, что оно способно и на великие достижения, и на великое варварство. Как сказал великий еврейский философ этого века Вальтер Бенждамин: «… за каждым великим делом цивилизации стоит великий акт вандализма». А если ответ – Бог есть, но Бог и человечество являются двумя различными реальностями, которые никогда не могут объединиться, то и это недостаточно хорошо. Что нам от того, что Бог просто существует где-то там, и нас нет никакой возможности быть с Богом? Мы хотим, или, по крайней мере, я хочу, Бога, который бы был с нами, Бога, чья сила и свобода – быть «не-Богом» ради единения нас с Собой. Это Бог, которого мы видим в Иисусе Христе, Бог, который и есть Иисус Христос.

И мы утверждаем это об Иисусе не просто потому, что мы так хотим, хотя это отчасти и так. Мы подтверждаем это на основании записанных в Библии свидетельств его самых первых последователей о том, что в этом Иисусе они свидетельствовали человека, чьи действия были истинно человеческими, но в своей силе по соединению нас с Богом перешли за пределы возможностей любого человека. Мы утверждаем это на основании жизней истинных святых нашей традиции, которые основывались на вере в Иисуса как в Бога и человека, построили свои жизни таким образом, что божественное присутствие становилось все более заметно в их собственных телах и благодаря их телам.

После всех этих абстрактных размышлений о Воплощении, очевидными вопросами были бы: как всего этого достичь? как можно соединится с Богом? как практиковать пост, чтобы стать ближе к Богу? На эти вопросы есть ответы, хотя они не просты, но перед тем как их рассматривать, перед тем как приступить к учебе, длинною в жизнь, тому как жить, надо поверить, что такой союз возможен, что он того стоит и что он возможен через Иисуса Христа – Бога и человека. К чему все усилия? Затем, что нет ничего более постоянного, более надежного и радостного, более мирного и просто лучшего, чем быть с Богом. Мы просто созданы для этого, но единственный способ, каким мы может это узнать, это последовать рекомендации Псалтыря «вкусите и увидьте как благ Господь» (Псалом 34).


Аристотель Папаниколау, почетный профессор православной теологии и культуры, содиректор центра исследования Православного Христианства университета Фордам.

Общественное Православие стремится содействовать обсуждению различных мнений по современным вопросам, связанным с православным христианством, предоставляя поле для свободной дискуссии. Позиции, высказанные в этом эссе, являются исключительно авторскими и не отражают взглядов Центра исследования православного христианства и редакторов.


Public Orthodoxy seeks to promote conversation by providing a forum for diverse perspectives on contemporary issues related to Orthodox Christianity. The positions expressed in this essay are solely the author’s and do not necessarily represent the views of the editors or the Orthodox Christian Studies Center.

About author

Have something on your mind?

Thanks for reading this article! If you feel that you ready to join the discussion, we welcome high-caliber unsolicited submissions. Essays may cover any topic relevant to our credo – Bridging the Ecclesial, the Academic, and the Political. Follow the link below to check our guidlines and submit your essay.

Proceed to submission page

Rate this publication

Did you find this essay interesting?

Click on a star to rate it!

Average rating 0 / 5. Vote count: 0

Be the first to rate this essay.

Share this publication

Contact
Disclaimer

Public Orthodoxy seeks to promote conversation by providing a forum for diverse perspectives on contemporary issues related to Orthodox Christianity. The positions expressed in the articles on this website are solely the author’s and do not necessarily represent the views of the editors or the Orthodox Christian Studies Center.

Attribution

Public Orthodoxy is a publication of the Orthodox Christian Studies Center of Fordham University